Компьютерная графика | |||||||
теория, алгоритмы, примеры на С++ и OpenGL | |||||||
2D теория | 3D теория | OpenGL | Обратная связь / Авторам | ||||
Мы vkontakte.ru ДрузьяСловарь синонимов русского языка |
Свойства источника света и материала. Типы источников света. Суммарное освещениеВ статье "Модель отражения Фонга" в качестве входных и выходных параметров фигурировали интенсивности. В конечном итоге, на экране, все эти расчеты будут определять цвет пикселей. Цель настоящей статьи описать, как, используя ту или иную модель освещения, получить итоговый цвет всех точек и какие цветовые характеристики поверхности и источника света требуются для этого. Прим. В качестве освещаемых объектов по-прежнему выступают точки (вершины). Освещение полигонов (модели затенения) будут рассмотрены в последующих статьях.В модели освещения Фонга свет представляется в виде трех составляющих: фоновая, рассеянная и зеркальная. С учетом цветовой модели RGB, каждая из этих компонент разбивается в свою очередь на три: фоновая красная, фоновая зелёная, фоновая синяя, рассеянная красная и т.д. Свойства материалаКогда речь идет о свойствах материала в приложении к освещению, то имеется в виду его способность воспринимать каждую из трех компонент цвета каждой составляющей освещенности. Дополнительно, материал может сам излучать свет. Т.о. цветовые свойства материала задаются двенадцатью коэффициентами, которые объединяются в тройки:
- свойство материала воспринимать фоновое освещение Свойства источника светаЦветовые свойства источника света:
- мощность фонового освещения Будем считать, что для всех рассматриваемых ниже типов источников света цветовые свойства заданы. В списках параметров, приводимых ниже, они опускаются. В расчетных формулах имеется в виду, что вычисления производятся для каждой компоненты цвета по отдельности. Типы источников светаИсточники направленного света (directional light sources)Источник направленного света находится в бесконечно-удаленной точке. В этом случае допустимо считать, что все лучи света от него распространяются параллельно и для всех точек можно использовать один и тот же вектор направления освещения. Хорошим примером такого источника света является Солнце. Для источников направленного света использование модели Блинна-Фонга оказывается весьма выгодным. В предположении о постоянстве вектора взгляда , вектор полупути может быть вычислен единожды для источника и, далее использоваться на протяжении всех вычислений. В этом случае расчет зеркальной компоненты освещенности будет почти так же прост, как для рассеянной составляющей. Параметры и расчетная формулаПараметрами источника направленного света будут вектор направления (для расчета рассеянной компоненты) и вектор полупути (для расчета зеркальной компоненты). Суммарный вклад в освещение от источника направленного света рассчитывается по формуле:
Точечные источники света (point light sources)В отличие от источников направленного света, точечные источники находятся в определенной точке пространства с конечными координатами, и свет от них распространяется равномерно по всем направлениям. При расчете освещенности в точке будет учитываться направление на такой источник. Также для точечных источников учитывается эффект поглощения света, когда интенсивность излучения уменьшается с расстоянием (distance attenuation). Убывание интенсивности излучения с расстоянием задается следующей формулой:
где - расстояние от освещаемой точки до источника света. Параметры и расчетная формулаПараметрами точечного источника света будут его положение в пространстве и три коэффициента для расчета затухания. Суммарный вклад в освещение от точечного источника света рассчитывается по формуле:
Прожекторы (spot light sources)Такие источники света являются простой имитацией реальных прожекторов, которые используются, к примеру, в театре для создания мощного луча света в определенном направлении. Свет от такого источника распространяется лишь в определенном направлении и получается конус света. Обеспечивается это с помощью наложения ограничений на вектор направления от освещаемой точки до источника света. У прожекторов, по сравнению с точечными источниками света добавляются два новых параметра: направление центрального освещения , половинный угол отсечения φ и коэффициент поглощения kspotatt. Далее вычисляется величина fspotatt:
Прим. Косинус в первой четверти убывающая функция, поэтому приведенные выше условия будут верными, хотя для углов стоят противоположные знаки в неравенствах. Угол отсечения φ Є (0; 90°). Если φ = 90°, то прожектор вырождается в точечный источник света. Параметры и расчетная формулаПараметрами прожектора будут его положение в пространстве, три коэффициента для расчета затухания, направление центрального освещения, половинный угол отсечения и коэффициент поглощения. Суммарный вклад в освещение от прожектора рассчитывается по формуле:
Суммарное освещениеНа сцене может находиться несколько источников освещения. В этом случае суммарное освещение создаваемое источниками света будет равно сумме вкладов, вносимых каждым источником:
где Ij – вклад вносимый j-м источником света. Если учесть способность материала излучать свет и глобальную фоновую освещенность сцены, то итоговая формула будет:
После расчета величин IR, IG, IB в конкретной вершине эти значения могут быть больше единицы. В этом случае существует три способа нормализации:
|